Персональный сайт воспитателя КОРШИКОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ

Консультация " Ориентировка в пространстве"

 

В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере овладения пространством, ребёнок одновременно его познаёт. Когда младенец лежит в колыбельке, и ему доступны лишь соска с погремушками, то он осваивает ближайшую область пространства. По мере того как он учится самостоятельно перемещаться, ребёнок постепенно знакомится с более обширным миром.
Поначалу восприятие удалённого пространства слишком расплывчато, и малыш не способен более-менее точно оценивать расстояния. Известный физиолог Гельмгольц в своих воспоминаниях описывает характерный случай, который запомнился ему, несмотря на то, что тогда ему было всего 3-4 года. Он проходил с матерью мимо церковной башни, на галерее которой стояли люди. Они ему на удалении показались куклами, и он даже попросил маму, чтобы она прямо с места достала ему одну из них, что ребёнку казалось вполне возможным.
Есть и более узкое понимание термина «пространственная ориентация», подразумевающее под собой ориентирование на местности. В этом смысле ориентировка в пространстве означает:

· Определение собственного местонахождения наблюдателя по отношению к объектам, его окружающим. Пример – «я нахожусь слева от дома».

· Определение локализации вокруг наблюдателя окружающих объектов. Пример – «стол находится справа от меня, а диван – слева».

· Определение положения предметов друг относительно друга, иными словами, пространственных отношений между объектами. Пример – «Справа от мишки лежит мяч, а слева сидит кукла».

На основе формирующихся у детей представлений о расстояниях, направлениях и пространственных отношениях между объектами выполняется работа по развитию у них ориентировки в пространстве. При этом активно используются разнообразные игровые упражнения и дидактические игры. Ниже будут предложены подобные довольно увлекательные упражнения и игры, не слишком утомляющие малышей и помогающие им освоить навыки ориентировки.

Для ориентировки в пространстве человеку необходимо выбрать ту или иную систему отсчёта. Любая из многочисленных систем отсчёта основана на опыте познания ребёнком  пространственных отношений, обобщает его опыт ориентации в среде пространства и предметов.

Педагоги в младших группах, ставящие задачи ознакомления подопечных детей с ориентировкой в пространстве, должны научить детей:

· отличать и правильно называть  правую и левую руки, раскладывать предметы слева направо правой рукой;

· определять направления пространства «от себя»: то, что спереди – вперёд; то, что сзади – назад; то, что справа – направо, а слева – налево;

· ориентироваться на собственном теле, то есть ребёнок должен самостоятельно определять у себя правую и левую сторону, верх и низ.

Умение ориентироваться на своём теле является необходимой предпосылкой для перехода к следующей задаче программы – научиться ориентироваться на предметах и других людях. Чтобы ребёнок мог освоить ориентирование на других предметах и людях, он должен освоить схему собственного тела. Тогда он сможет мысленно «переносить» её на другие объекты и выделять на них направления по аналогии с собственным телом. Например, дети играют в игрушки и рассматривают их. Воспитатель  обращает их внимание на некоторые характерные детали. Например, самолёт: кабина спереди, хвост сзади, крылья справа и слева, шасси – внизу.
Научившись определять противоположные стороны на себе, затем на предметах и других людях, ребёнок в последующем сможет ориентироваться не только «от себя», но и от другого человека или любых объектов вообще. Кроме того, эти умения и знания нужны для выявления пространственных отношений между объектами, у которых есть различные определения сторон: передняя (лицевая), задняя (тыльная), боковые, верхняя, нижняя.

19 ноября 2017 в 10:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.