Персональный сайт воспитателя КОРШИКОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ

Консультация "Книга - источник знаний"

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА,
ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ

Учёными установлено, что ребёнок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как выбирать полезные и интересные книги для малышей?

ЛЁГКОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:

· Она лёгкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

·  Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

·  Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность "играть" с ней самостоятельно.

· В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы - чёткие и лаконичные.

· Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

·Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке) Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного,  но прекрасно различает интонации, ритм и к тому, же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты  и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает. Слушая сказку или книжку, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Несколько практических рекомендаций:

·  во время чтения внимание малыша не должны отвлекать яркие игрушки и предметы;

·  художественный текст выбирайте с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка;

· читайте выразительно, делайте логическое ударение в нужных местах, соблюдайте  необходимые паузы;

·  обращайте внимание на  то, чтобы предлагаемые иллюстрации были более реалистичными;

· обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному;

· прочитанное несколько раз произведение становится понятным и любимым.

Читайте вслух всю жизнь! В дальнейшем эта потребность станет побуждать ребенка к чтению. Хорошо, если ежедневное чтение войдет в привычку и станет традиций! 

19 ноября 2017 в 10:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.